На базе стажировочной площадки гимназии прошел семинар по теме: «Развитие гибких компетенций: теория и опыт практической реализации»

Согласно плану работы стажировочной площадки «Использование современных методик и технологий по формированию самостоятельной деятельности обучающихся как условие процесса непрерывного повышения качества образования» на базе МБОУ «Парабельская гимназия» состоялся семинар в формате круглого стола на тему «Развитие гибких компетенций: теория и опыт практической реализации».
На семинаре присутствовали 24 работника системы образования Парабельского района. На семинаре были представлены доклады педагогов из МБОУ «Парабельская гимназия» (Аникина Л.Н., Михалевская Т.С.), МБОУ «Парабельская СШ им. Н.А. Образцова» (Гончарова Т.Б., Хохлов А.Н.), МКОУ «Заводская СШ» (Янсон М.Ю.), МБОУ «Нарымская СШ» (Владиславлева А.В., Кондрашова Т.Н.).
Содержание представленных докладов раскрывает широкую проблематику развития гибких навыков у обучающихся и педагогов. Особую ценность представляет практический опыт работников образования, направленный на реализацию данного направления. Слушатели имели возможность познакомиться с накопленным опытом проектной, исследовательской и других видов урочной и внеурочной деятельности.
В докладе «Гибкие компетенции (soft skills) и их место в современном российском обществе и образовании» Аникина Л.Н. познакомила слушателей с понятие «жестких» и «гибких» навыков, продемонстрировала видеофрагменты со всероссийской конференции по этой теме, провела интерактивное тестирование на выявление элементов эмоционального интеллекта.
Анализу накопленного опыта был посвящен доклад педагогов Гончаровой Т.Б. и Хохлова А.Н. «Развитие гибких компетенций через реализацию программ внеурочной деятельности и дополнительного образования». Педагоги из Парабельской СШ им. Н.А. Образцова рассказали о том, какие направления гибких компетенций развиваются у обучающихся в ходе реализации программ внеурочной деятельности. Ребята учатся работать в команде, поддерживать друг друга, правильно распределять роли и нести ответственность. Формат занятий внеурочной деятельности позволяет полнее реализовать навыки социальной коммуникации, дают возможность ребятам проявить творческие способности и лидерские качества.
Деятельность педагога во время проведения урока также способствует развитию гибких навыков. М.Ю. Янсон, педагог из Заводской СШ поделилась с коллегами подходами и методами в данном направлении. В докладе «Формирование гибких компетенций в урочной деятельности обучающихся» Марина Юрьевна отметила важность развития навыков общения: эмпатии, умения управлять своими эмоциями, осознание своих слабых и сильных сторон. Педагог представила конкретные приемы развития этих компетенций в урочной деятельности, а так же в работе классного коллектива.
Педагоги из Нарымской СШ Владиславлева А.В. и Кондрашова Т.Н. представили доклад на тему «Проектно-исследовательская деятельность как фактор формирования гибких компетенций». Ни для кого не секрет, что данное направление обладает огромным потенциалом для развития гибких компетенций. Ребята, в процессе проведения исследования получают возможность соприкоснуться с миром науки и нового знания. Помимо этого, проектная и исследовательская деятельность вносит свою лепту в формировании гибких компетенций: учат рационально распределять время, ставить осознанные цели и задачи, развивают навыки самоорганизации, заставляют самостоятельно решать возникающие проблемы. Недаром ученики, которые принимают участие в данной деятельности, лучше усваивают новую информацию и совершают быстрый скачок в своем интеллектуальном и творческом развитии.
В завершении работы круглого стола было проведено интерактивное занятие, направленное на обобщение и рефлексию. Михалевская Т.С., организатор семинара, предложила педагогам задуматься над проблемой развития собственных soft skills. В современном бурно меняющемся мире педагог находится на передовой социального прогресса, а это значит, что он должен уметь адаптироваться и эффективно перестраивать свою деятельность. Участники семинара рассмотрели таблицу гибких навыков и получили возможность добавить туда те, которые они хотели бы развить у себя. Решая педагогический кейс, учителя отметили, какими именно гибкими навыками должен обладать педагог, для того чтобы эффективно решить задачу или не попадать в подобную ситуацию.
Анализ обратной связи показал, что участники семинара почерпнули для себя массу полезной информации, обменялись опытом, получили новые направления для дальнейшего развития и совершенствования своей деятельности.
С материалами работы семинара можно ознакомиться по ссылкам в сети Интернет. смотреть
Статья подготовлена Т.С.Михалевской, зам. директора по научно-методической работе Парабельской гимназии