Archive for Сентябрь 2023

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА. Учительница первая моя.

 

Учитель начальных классов Заводской средней школы Наталья Борисовна АЛИНА сегодня, 1 сентября, войдёт в свой 1-й класс, но не первый раз. Как и 40 лет назад, она ощутит внутри знакомое каждому учителю волнение. Красивые и нарядные малыши будут смотреть на неё большими и искренними глазами. 11 детей —  класс хороший для сельской школы. И вновь первой учительнице придётся зажечь в них интерес к знаниям, научить читать, писать и считать, дружить и уважать друг друга, видеть прекрасное и доброе вокруг себя — в общем, найти ключик к сердцу каждого ребёнка.  

 

Педагог с 18-ти лет

В Парабельском районе Наташа Смирнова оказалась в 5-летнем возрасте. Родители переехали из Азербайджанской ССР в п. Берёзовка Парабельского района. Позже отца семейства перевели на работу в п. Тарск. Так что Наташе пришлось учиться в 3-х школах:  в 1-й класс пошла в Берёзовскую, продолжила учёбу в Тарской 8-летней и окончила 10 класс в Старицинской средней школе, 3 года прожив в интернате. В Старице её классным руководителем была Анастасия Андреевна Гусева, учитель биологии и химии. Она не только стала для девушки авторитетом как педагог, но и буквально «заразила» её своим предметом. После школы Наташа решила поступать на химико-биологический факультет в Томский государственный педагогический институт, но ей не хватило балла, конкурс был высокий. Домой возвращалась с пересадкой в Колпашево. Полдня гуляла по городу и зашла ради интереса в педагогическое училище, где как раз шёл набор абитуриентов. Решение приняла за минуту — сдала экзамены и поступила на учителя начальных классов. Позже заочно получила высшее образование по своему направлению в ТГПИ.

Свой профессиональный путь 18-летняя учительница начала в Алтайском крае. И вручили ей тогда сразу 3-й класс —  огромный, 38 детей. Взяла, не испугалась, помогла хорошая практика в Колпашевском педучилище, где  каждые 2 недели студенты давали уроки в школах. Спустя несколько лет Наталья Борисовна вернулась в Парабельский район, который считает своей малой родиной. Работала учителем в Прокопской, с 1990 года — в Заводской школах.

Время шло. Её ученики, став взрослыми, приводили в класс к Наталье Борисовне своих детей, а сейчас уже ведут внуков.  За годы учительства в нашем районе через её руки прошли 160 ребятишек. Вроде немного, но классы были разные: и по 3 человека, самый большой — 14 детей. Однако через душу первой учительницы прошёл каждый ребёнок.

— Когда мои детки уходят из начальной школы в 5-й класс, такое ощущение испытываешь,  как будто часть тебя вместе с ними отрывается. Не люблю это чувство, — призналась Наталья Борисовна. —  Прирастаешь к ребятишкам за 4 года.  Каждый из них особенный, неповторимый. Всегда слежу, как они учатся после меня, какие оценки получают, как находят контакт с новыми учителями, как общаются между собой. 

 

Двойку тоже надо заработать

Наталья Борисовна – учитель строгий, требовательный и справедливый. У неё чёткая дисциплина во время урока,  она тщательно проверяет домашнее задание, следит, чтобы каждый ученик понял новую тему. У неё нет любимчиков в классе, она  не любит ябед, никогда не поставит отметку выше, чем ребёнок заработал: отличник не справился — получит то, на сколько знает, двоечник отличился — с удовольствием поставит ему пятёрку и руку пожмёт.

Ей пришлось учить в начальной школе обоих своих сыновей. Строго следила, чтобы как мама не сделать им никаких поблажек, не задеть тем самым чувства других ребятишек.

— Главный конёк в моей работе — приучить детей к самостоятельности и ответственности. Я не повторяю по нескольку раз одно и то же, приучаю ребят слушать и слышать учителя с первого раза. Учёба им тогда даётся гораздо легче.  Беда современных родителей, когда они дома говорят ребёнку что-то по 10 раз, а  тот всё равно игнорирует, — поделилась Наталья Борисовна.

Как отмечает моя собеседница, первоклассники 40 лет назад и современные отличаются. Сегодня дети  приходят с большим багажом знаний. Оно и понятно, информационное поле вокруг достаточно широкое.  В 7 лет ребята  уже хорошо разбираются в компьютерах, смартфонах.  Но дети, умеющие читать и писать до школы, учатся в 1-м классе не всегда успешнее, чем их сверстники, которые этого не умели. Бывает, кто-то из родителей посетуют, что сын или дочь плохо знают буквы, учитель только счастлива, потому что ребёнку будет интересно учиться, ведь  переучивать сложнее всего и иногда практически невозможно.

Долгое время Наталья Борисовна работала со своими учениками по системе Занкова, суть которой в том, что каждый ребёнок индивидуален, а школьная программа не должна строиться по принципу среднего арифметического, когда слабых учеников подтягивают до отличников. Как и Занков, она  считает, что детям нужно давать время на поиск ответа даже в самых трудных темах, позволять ошибаться и не ругать за это, ведь разбирая ошибки, они сами находят правильное решение.

Наталья Борисовна всегда с чуткостью относится  к деткам с особенностями здоровья, которые в наше время есть в каждом классе. Понимает, что им сложнее, чем другим ребятишкам, они требуют больше внимания.  Обучает детей с ОВЗ на дому, учит писать, читать и считать. И добивается результатов. Один из её учеников, которого считали необучаемым, сегодня получает в техникуме профессию повара.

Её любимые школьные фразы: «Не получается – попробуем ещё раз», «Двойку тоже надо заработать».

 

Главное — стать хорошим человеком

В Заводской средней школе обучаются дети не только из Заводского, но и из других сёл и деревень.  В пришкольном интернате с 1-го класса живут ребята из Тарска. Каждый день школьный автобус привозит учеников из Прокопа и Высокого Яра.  Приезжают дети даже из Парабели. В каждом классе учатся ребята из разных сёл, из семей с разным уровнем достатка, с различными ценностями. И первый класс – не исключение. Задача педагога здесь усложняется в несколько раз: надо и создать условия для обучения, и сплотить детей, научить жить в коллективе, выстраивать отношения, дружить, уважать друг друга.

–  Встречаю утром ребёнка и уже по глазам, по настроению вижу, что у него в семье, выспался или нет, сделал ли уроки.  Понятно, что родителям надо работать, содержать семью, решать какие-то проблемы. В этой погоне они часто мало внимания уделяют детям, а ребёнка нужно обнять в день не менее 7 раз, даже взрослые в этом нуждаются. Что труднее – учить или воспитывать? – повторяет мой вопрос собеседница и продолжает, — воспитание начинается, когда ребёнок ещё у мамы в животе. Все первые жизненные ценности закладываются в семье. Учитель может только советовать, что-либо скорректировать, причём одни родители это принимают, а другие ведь  нет. Но воспитывать детей приходится, потому что учитель начальных классов более чем на половину воспитатель.  В моём классе главное требование — дети должны с уважением относиться друг к другу. Если ребёнок не успевает по какому-то предмету и не получает хороших оценок – почему его не надо уважать? Ведь  у него обязательно есть много других хороших качеств. Он может быть умница в спорте или на сцене. Одному даётся учёба, а другой рисует изумительно, поэтому в нашей стране есть и учёные, и поэты, и художники. Все люди разные, потому что все детки разные, и у каждого свой талант, свой характер и свой стержень, которые проявятся во взрослой жизни. Самое страшное, когда  родители говорят детям: «Получишь пятёрку – будет тебе подарок». Так нельзя, этим самым перечеркиваются все нравственные вещи. Для чего ребёнок учится? За подарок или чтобы получить знания, которые  затем пригодятся в жизни. Не надо быть отличником, чтобы стать хорошим человеком.

Командир и его помощники в классе у Натали Борисовны могут поменяться 5-6 раз за начальную школу.  При их назначении она даёт полное право выбора детям. И командир не всегда тот, кто хорошо учится, а тот, кто трудолюбивый, честный  и справедливый.

Она любит, когда родители искренне заинтересованы  в учёбе своих детей, но только если  эта помощь не медвежья (например, выполнить задание вместо ребёнка), а настоящая. Она может вернуть работу, сделанную для выставки, если увидит и почувствует, что ученик  не участвовал в процессе её создания. Для неё любой конкурс был и будет показом талантов детей, а не демонстрацией нереализованных способностей родителей. А сегодня это повсеместно.

— Отличным последним школьным нововведением я считаю классные часы «Разговоры о важном».  Прекрасно подобранный материал позволяет детям знакомиться с историей нашей Родины. И столько в ней интересного, что порой сам для себя делаешь открытия.  Стольким моментами мы можем гордиться, а ведь раньше о них не знали, — отметила  Наталья Борисовна. —  Мои ребята с прошлого года  стали участниками программы «Орлята России».  Она очень помогает в воспитании,  объединяет на добрые дела. В ней присутствуют разные направления, где каждый ребёнок найдёт своё. Все мои нынешние выпускники  унесли из начальной школы хорошие портфолио с грамотами, сертификатами.  Я всегда за любое движение, которое приносит пользу детям!

 

Спортсменка, комсомолка, активистка

В личном портфолио и самой Натальи Борисовны наград полно, самая высокая — Грамота Министерства просвещения РФ. Немало и профсоюзных. С 1991-го она работала в Заводской школе председателем профсоюза, только 3 года как передала этот пост преемнику.  Была техническим инспектором по контролю защитных функций в сфере охраны труда, 5 лет принимала участие в работе районной  комиссии по решению трудовых споров в системе образования.

Призналась по секрету, что она с детства росла боевой. Была пионервожатой, секретарём комсомольской организации, всегда впереди, всегда первая.  Водительские курсы прошла ещё в школе, одна девочка среди мальчиков.  Умела управлять трактором.  Права не дали, потому что по возрасту ещё не доросла. Но получила их  позже и до сих пор любит водить машину.

Много лет Наталья Борисовна успешно выступала за команду Заводского поселения в шахматах на межпоселенческих спортивных игр. В начальной школе она ведёт шахматный кружок, её ребятишки входили в число призёров в районе.

Любит цветы, обожает рукоделие – вышивает нитями и бисером, вяжет, изучила лоскутнее шитьё и даже резьбу по бересте. Причём её работы имеют награды за победы в конкурсах областного уровня.

Нынешним летом, пока в отпуске, она помогала в пункте плетения вязать маскировочные сети для наших бойцов, участвующих в СВО, весной резала ленты, так как времени свободного меньше. Передавала для отправки на фронт связанных своими руками Чебурашек.

— В чём Вы черпаете силы? – поинтересовалась я у Натальи Борисовны.

— В своей семье, в успехах своих детей. В том, что у моих сестёр всё хорошо, что мама жива-здорова, могу обнять её, поговорить, — ответила она. – Наш младший сын Вениамин живёт в Томске, у него сын и дочь. Старший Антон — в Бердске,  у него 5 сыновей и дочь. Так что я — богатая бабушка.  Внуки на летних каникулах – частые гости в нашем доме. Спасибо моему супругу Виктору. Он все годы во многом шёл навстречу, понимал и поддерживал меня. Когда я училась заочно, оставался на месяц дома с детьми. Цветник, огород, сад – без него я бы одна не справилась ухаживать за такой усадьбой. А ведь раньше ещё и хозяйство держали. Мы вместе уже 36 лет. Поддержку семьи я чувствовала всегда. Может быть и потому ни разу не пожалела о выбранной профессии, потому что могла отдаваться ей полностью. Ещё ощущаю в себе силы и хочу работать!   

 

Врезка, можно по низу в конце на 2 колонки

БЛИЦ-ОПРОС

— Если не учителем, то кем бы Вы стали?

— Геологом. Папин брат-геолог, приезжая в гости много рассказывали про свои экспедиции, показывал камни, но папа не пустил, сказал, что это «цыганская жизнь».

— Что может сделать учитель за секунды, пока звенит звонок на урок?

— Просмотреть всех своих малышей, прочувствовать взглядом их настроение, увидеть,  кто готов, кто нет, кто ещё спит…

— Если бы представилась возможность пообщаться с Президентом В. Путиным, что бы попросили?

— Просить бы не стала, мы сами творцы своей жизни. А пожелала бы ему от души здоровья, чтобы смог выдержать всё, что навалилось на нашу страну.  

 

Корреспондент газеты «Нарымский вестник» Маргарита ЧУПЧЕНКО.

 

#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023

ГодПедагогаНаставника

 

 

Завершилась экспертиза конкурсных работ, представленных на заочный этап конкурса «Классный классный руководитель»

              31 августа 2023 года завершилась экспертиза конкурсных работ, представленных  на заочный этап регионального конкурса «Классный классный руководитель» для педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя образовательных организаций Томской области, реализующих общеобразовательные программы.

В Год педагога и наставника конкурс проводится с целью поддержки престижа и значимости института классного руководства, повышения социального статуса и профессионального уровня классного руководителя, повышение качества воспитательного процесса в образовательных организациях Томской области, выражения общественного признания, поддержки и поощрения лучших классных руководителей Томской области.

В очный этап Конкурса прошла Гришкина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Новосельцевская средняя школа» Парабельского района.

Поздравляем!

 

Очный финал конкурса состоится в сентябре (дата, место проведения будут сообщены дополнительно, следите за информацией на сайте ТОИПКРО по ссылке:

https://toipkro.ru/news-all/?&f_ty%5B0%5D=2

По итогам проведения финала будут отобраны 15 конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов, для участия в суперфинале, по итогам которого определится итоговый рейтинговый список, включающий победителей-лауреатов конкурса – имя победителя конкурса будет объявлено непозднее 15 октября.

 

Источник: сайт ТОИПКРО

#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023

ГодПедагогаНаставника