
Сегодня на наших глазах меняется страна, меняется школа. Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Радует то, что, несмотря на сложности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя. А школьные коллективы пополняются молодыми специалистами — энергичными, обаятельными, умными, которые выбрали благородную, ответственную и очень интересную профессию.
Путь в неё может быть разным: случайным или осознанным, трудным или лёгким, удачным или ошибочным. Для учителя начальных классов Парабельской средней школы им. Н. А. Образцова Веры НЕЧАЕВОЙ путь в профессию оказался единственным. Она мечтала работать с детьми.
Путь в профессию
Вера не принадлежит учительской династии. Она — первый педагог в своей семье и пока единственный. Родилась в селе Новосельцево, училась в местной школе. Росла в многодетной семье среди 6-ти братьев и сестёр. Стать учителем захотела с 1-го класса. А всё потому, что детское сердечко покорила её первая учительница — Ирина Владимировна Гришкина.
— Я восхищалась её педагогическим мастерством — строгая, и в то же время открытая, энергичная, с чувством юмора, — признаётся Вера Нечаева. — Каждый день, приходя домой из школы, я рассаживала вокруг себя 3-х младших сестрёнок и с умным видом учила всему новому, что узнавала на уроке. Даже старалась копировать голос и поведение своей любимой учительницы.
В средних и старших классах сомнений у девушки в выборе будущей профессии не возникало. Вера готовилась к поступлению в педагогический вуз, выбрала в выпускном классе экзамены по профильной математике, русскому языку и обществознанию. Видя способности к учительской стезе, её классный руководитель Татьяна Борисовна Гончарова посодействовала с получением целевого направления от районного отдела образования, чтобы поступить в ТГПУ на бюджетное место можно было с большей вероятностью. И всё сложилось удачно. Годы учёбы в педагогическом вузе вселили уверенность, что Вера на правильном пути. Ей нравилось постигать новое, а ещё больше – учиться делиться полученными знаниями. За 5 лет на очном факультете она приобрела специальности по 2-м профилям — дошкольное и начальное школьное образование. А проживать свою профессию начала уже в Парабельской СШ им. Н. А. Образцова.
Первый год – он трудный самый
2021 год – День знаний, первый звонок, первый школьный урок, 1-й класс…
— Я испытывала чувства, которые сложно передать. Конечно, волновалась, но знала, что делаю то, что мне нравится, к чему я шла много лет, — рассказала Вера Сергеевна. — Постаралась так построить урок, чтобы от первого дня в школе у детей остались только добрые воспоминания. Тем более, что в связи с ковидными ограничениями, у ребят не было даже полноценной школьной линейки.
Первый год в школе – самый сложный для молодого учителя. Именно тогда принимается решение – остаться или уйти. Для Веры Нечаевой он также стал непростым, но она окончательно утвердилась, что учительство — её профессия. Большую поддержку в этом оказала её наставник, коллега, учитель начальных классов Марина Вячеславна Земцова.
— Практически с первых уроков она ходила ко мне, смотрела, делала пометки в дневнике. После мы анализировали занятие, она подсказывала, что исправить, как сделать лучше, давала напутствия. Спасибо ей огромное! Моим однокурсницам в городе так не повезло, как мне. Я не представляю, как молодому учителю обойтись без наставника. Его роль в твоём профессиональном становлении очень велика, — отметила Вера Нечаева. — Иногда мне хотелось просто выговориться после уроков. И Марина Вячеславна выслушивала, помогала советами и до сих пор поддерживает. В нашей школе в целом замечательный и отзывчивый коллектив. Многие учителя открыты к общению и готовы помочь в любых вопросах.
Конечно, Вера Сергеевна только ещё делает первые шаги в профессии. Но уже сейчас эти шаги можно считать удачными. Она увидела, как дети впитывают те знания, которые им даёт. Как меняются, даже в плане воспитания. К примеру, она всегда старается в общении с ребятами использовать вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и другие. И дети копируют поведение учителя, стиль её взаимодействия, сами таким же образом общаются между собой. Она увидела, что нужна ребятишкам каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Стоит Вере Сергеевне появиться в школе, дети бегут к ней, рассказывают новости, делятся своими успехами и переживаниями. Каждого она старается не просто выслушать, а именно услышать.
Когда классная «мама» в тренде
Учитель начальных классов, можно сказать, универсальный педагог. Он ведёт практически все предметы, занимается с детьми внеурочной деятельностью по программам дополнительного образования, является классным руководителем, а значит, психологом и воспитателем.
— Дети всегда задают много вопросов, а моём классе 22 ребёнка. Они в любую минуту готовы к общению, любят рассуждать на разные, порой неожиданные темы. К примеру, как-то спросили у меня, в чём смысл жизни? И надо найти правильный ответ. Чтобы стать интересным детям, учитель должен быть разносторонним человеком, не ограничиваться темами учебника, постоянно пополнять багаж знаний, — говорит Вера Нечаева. — Я сама люблю открывать новое, много читаю, поэтому старюсь поощрять и поддерживать инициативу ребят. Уважаю право ребёнка быть самим собой, не похожим на других, иметь свой взгляд, свои мысли.
Некоторые родители опасаются отдавать детей в класс к молодым педагогам, но спустя какое-то время практически все меняют своё отношение. Они видят, как ребятишки любят молодых учителей, потому что те с ними на одной волне. Современный учитель должен знать, чем живут дети XXI века, понимать их язык, тренды, разбираться, в какие игры они играют. Вера Сергеевна, как молодой учитель,
в этих делах, как говорят, в теме. В компьютерные игры не играет, но у неё 3 младшие сестры и куча племянников. Ученикам нравится, что учитель понимает их интересы, они тянутся к своей классной «маме», делятся сокровенным.
Хотя насчёт современных гаджетов в школе у Веры Нечаевой принципиальная позиция — телефонами не разрешает пользоваться, только если позвонить родителям.
— Давая детям телефон на переменах можно избежать многих конфликтов, но ребята не будут приспособлены к жизни, — считает учитель. — Запрещая играть в телефонах, я хочу, чтобы они учились общаться между собой. Пусть лучше играют друг с другом, бегают, что-то придумывают, даже ругаются, без этого никак. Они должны уметь выстраивать взаимоотношения в коллективе, уметь самостоятельно разбирать какие-то небольшие конфликты, причём не силой, а словом, уметь примиряться.
Другие современные веяния и технологии молодой учитель с радостью поддерживает и применяет. Чтобы быть постоянно на связи с родителями учеников, Вера Сергеевна администрирует группу в WhatsApp. Это упрощает работу в плане решения организационных моментов. Вся необходимая информация выкладывается в чат и родители её оперативно видят. Не надо как раньше записывать объявление в 22 дневника.
С некоторыми родителями общение по телефону может длиться до 22 часов. Учитель понимает, что для любого родителя вопрос о его ребёнке всегда является самым важным. Электронные дневники – тоже плюс в работе. Он даёт большое преимущество. Родители, отслеживая успеваемость детей, видят в каких темах у ребёнка пробелы, и домашнее задание не записать уже не выйдет, всё отражено в системе.
Контакт есть
— Легко ли быть молодым учителем в современной школе? – поинтересовалась я у Веры Нечаевой.
— Требования и сложности присутствуют в любой сфере деятельности. Трудности нас закаляют, учат новым компетенциям. Бежать от трудностей – не по-взрослому, — улыбнулась моя собеседница. – Без тени сомнения могу сказать, что я каждый день хочу идти на свою работу. Когда рассказываю ребятам что-то новое, люблю видеть, как они смотрят на меня своими большими горящими глазами. Значит, контакт есть. Дети принимают твои слова. А знания потом прорастут в них добрым зерном.
Первые полгода Вере Сергеевне приходилось ездить на работу на автобусе из Новосельцева в Парабель. Некоторое время снимала жильё, потом отдел образования выделил учителю в райцентре ведомственную благоустроенную квартиру. Теперь она уже обосновалась, навела уют. Всё нравится. Зарплата у молодого педагога даже по парабельским меркам неплохая. Внеурочная деятельность оплачивается дополнительно. Начисляются подъёмные. Материальная мотивация в любой профессии нужна. Ко всему прочему с приобретением опыта у учителя существует возможность профессионального роста, повышения квалификации, что также стимулируется финансово.
За молодыми педагогами не только будущее нашего образования, но и будущее страны. И сегодня это понимают на всех уровнях власти.
О поддержке молодых специалистов
Как получить целевое направление на поступление в педагогический вуз? Как организована поддержка молодых специалистов, приходящих работать в школы? Об этом рассказывает руководитель отдела образования администрации Парабельского района Марина ЯМЩИКОВА:
— В системе образования района насчитывается 295 педагогов, из которых 75% имеют высшее образование. Средний возраст составляет 43 года, 19% — старше 50 лет, 31% — в возрасте до 35. На протяжении ряда лет количество педагогов до 35 лет остаётся стабильным. Молодые кадры остаются в системе образования. Об этом свидетельствуют цифры. Если в 2022 году работало 7 молодых специалистов, то в этом году их уже 12. За последние 5 лет в учреждения образования влились и закрепились 20 новых педагогов. Четверо из них получили высшее образование на условиях целевого обучения в Томском государственном педагогическом университете.
Если говорить о мерах поддержки молодых специалистов, то они есть в муниципалитете. Это небольшая финансовая помощь при трудоустройстве, которая вручается во время проведения августовской конференции, когда торжественно на сцене чествуются молодые кадры. Это губернаторская стипендия в размере тысячи рублей с последующим начислением районного и северного коэффициентов. На протяжении 3-х лет со дня вступления в должность молодые специалисты получают ежемесячную надбавку к заработной плате: при стаже до 1-го года — 4 тыс. руб., до 2-х лет – 5 тыс. руб., до 3-х лет — 6 тыс. рублей. Хорошим бонусом является надбавка за работу в местности, приравненной к условиям Крайнего Севера.
Кроме того, мы возмещаем оплату жилищно-коммунальных услуг, сохранена частичная компенсация оплаты арендованного жилья (5 тыс. руб. на одного педагога и по тысячи на каждого ребёнка), оплата проезда к месту работы, к местам отдыха. Есть доплаты за стаж, за квалификационную категорию, классное руководство и другие.
Кроме материальной поддержки для молодых специалистов организована работа наставников. Опытными руководителями разработаны перспективные планы индивидуального развития каждого молодого педагога, оказывается методическая помощь, сопровождение и организация поддержки. Осуществляется участие молодых учителей в образовательных событиях муниципального и регионального уровней. Все это способствует закреплению специалистов в организациях.
В районе существует практика целевой подготовки педагогических кадров, которая продолжает развиваться. Напомню, что целевое обучение гарантирует бесплатное образование и трудоустройство после вуза. В соответствии с договорами о целевом обучении в Томском педагогическом университете обучаются 10 выпускников Парабельского района. Трое поступили в 2022 году. Это будущие учителя математики, русского языка и литературы, иностранного языка, истории, физкультуры и дефектолог.
У выпускников школ есть возможность определиться с местом своего трудоустройства заранее, исходя из прогноза в потребности педкадров. Это могут быть, как школы райцентра, так и школы отдалённых населённых пунктов. Целевое направление можно получить в отделе образования по таким специальностям, как учитель английского языка, русского языка и литературы, начальных классов, математики и физики. Также нужны педагоги дополнительного образования технической направленности для работы в центре «Точка роста». Во всех образовательных организациях требуется учитель-дефектолог.
Подготовила
Маргарита ЧУПЧЕНКО.
Информация взята из газеты «Нарымский вестник».