
С чего начинается школа? Вы не ошибётесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Причём его роль всегда более многогранная, чем административная. Он должен заряжать свой коллектив энергией, уметь сплотить его, заставить поверить в свои силы. Ольга Павловна ВАСИЛЕНКО – это имя известно многим в Парабельском районе. 36 лет она проработала учителем русского языка и литературы сначала в Нельмачёвской основной, затем в Новосельцевской средней школах. Из них более 20 лет она – школьный директор.
Второй дом
В сельской школе должность директора, как и учителя, имеет свои особые черты. Его жизнь как на ладони, каждый его шаг и движение на виду. Его семью и детей все знают. И он знает каждого. Односельчане – родители учеников и его выпускники. Это отлично знакомо Ольге Павловне Василенко. Большая часть её жизни прошла в небольшом селе Нельмач. Там она родилась, ходила в детский сад, окончила школу, в которой затем отработала 29 лет учителем русского языка и литературы, 17 из которых совмещала преподавание с директорским трудом.
А ведь могла и не стать учителем. Мечтала поступить в медицинский институт, делала попытки 3 года подряд, и каждый раз по химии не хватало балла. После очередной неудачи девушка поступила в медучилище, но пришлось вернуться домой. Заболела мама и ей требовался уход.
Как-то на улице родного села Ольгу встретила Нина Павловна Пинтусова, которая долгое время работала учителем и директором Нельмачёвской школы, и предложила стать пионервожатой. Девушка согласилась. Это был 1987 год. Через 2 месяца освободилось место преподавателя русского языка и литературы. Поскольку Ольга Павловна всегда училась на пятёрки по этим предметам, много читала, была подкованной и эрудированной (в школьные годы её мама выписывала для дочери массу периодических изданий), ей предложили взяться. Через год молодая учительница поступила на заочное отделение в пединститут. Так и осталась работать в школе.
Нина Павловна Пинтусова, Людмила Семёновна Булгакова, Тамара Сергеевна Калиниченко стали её наставниками, помогали и в плане методики, и как общаться с ребятами. Дали ведь Ольге Павловне сразу 8-й класс, где мальчишки были на голову её выше. Благодаря советам опытных педагогов между учителем и учениками сразу установились рабочие отношения, не было панибратства.
В 1997-м Ольгу Василенко назначили завучем, а спустя 2 года директором Нельмачёвской школы.
В маленькой школе директору всегда приходится самому решать массу хозяйственных вопросов — с ремонтами, обеспечением дровами, углём. Ольга Павловна большую часть жизни прожила одна, воспитывая дочь, поэтому домашние дела всегда лежали на ней, она привыкла решать все проблемы дома сама и в школе умела их решать. Конечно, не без поддержки коллектива, о котором до сих пор вспоминает с теплотой.
— В школе в то время насчитывалось около 60 учеников и 10 учителей. Настолько у нас был дружный и сплочённый коллектив! В тяжёлые 1990-е годы, когда копейки выделялись на ремонт, учителя из дома несли всё – бумагу, обои, тряпки, скидывались деньгами, кто сколько может. Закупали краску, извёстку и сами делали в школе косметический ремонт. Латали её, как могли, хотя старое здание продувалось всеми ветрами, — вспоминает Ольга Василенко. – В один период вопрос встал ребром — либо нас закроют, либо всё-таки отремонтируют. Школа была маленькая, но результаты по успеваемости мы показывали хорошие – это и сыграло важную роль в решении провести капитальный ремонт. Его сделали в 2010 году. Школа получила вторую жизнь, как и само село.
Нельмачёвская основная школа на протяжении последних 10 лет под руководством Ольги Павловны работала со 100% успешностью. Выпускники результативно проходили итоговую аттестацию и продолжали обучение, получая среднее образование в других школах района, а так же колледжах и техникумах. Будучи человеком, преданным своему делу, Ольга Павловна и её коллектив активно прививали интерес к учительской профессии своим ученикам. Более 10 выпускников после получения среднего образования поступили в ТГПУ и успешно работают в школах нашего района и г. Томска.
— Подход к каждому ребёнку был практически индивидуальным. За все годы ни одного экзамена не завалили дети, — поделилась моя героиня. — Вечерами в небольшом селе ребятишкам ходить было некуда, и все вечера они проводили в школе. Мы готовили литературные гостиные, спектакли, концерты. Столько костюмов сшили своими руками для театра. Все учителя скидывались на материалы, ткани, сами шили, девочки помогали на трудах. Школа полностью обеспечивали себя овощами с огорода. Собирали шиповник, смородину. Трудовое воспитание из Нельмачёвской школы, которое пытаются сейчас вернуть, и не уходило.
Дети из неблагополучных семей всегда были на особом контроле. Учителя знали, кто из них чем позавтракал и пообедал. Вечерами приглашали в школу позаниматься и приносили из дома что-нибудь вкусненькое, чтобы покормить ребёнка ненавязчиво между делом. С родителями присутствовала тесная связь и доверительные отношения. Работали педагоги в отпуске, в выходные — никто не считался. Всегда друг друга выручали. Старший внук Ольги Павловны даже свои первые шаги сделал в школьном коридоре во время перемены. Приходилось брать его с собой, пока дочь была на сессии, нянчились все по очереди. Атмосфера в школе была домашняя, семейная. Она и сейчас такой осталась.
Спасли — дети
Этой атмосферы первое время Ольге Василенко очень не хватало в Новосельцевской средней школе, куда она устроилась заместителем директора по учебно-воспитательной работе в 2016 году. Хотя сама школа ей знакома, она оканчивала в ней 10-й класс (в Нельмаче была 8-летка). Бывший директор Валентина Михайловна Гончарова даже в школьные годы была её преподавателем.
Работа на новом месте далась непросто. Педагог прошла сложнейшую адаптацию. Призналась, что первый месяц ехала утром в автобусе в Новосельцево и плакала. Тяжело было отрываться от родного села, родной школы. Хотя новый коллектив принял хорошо. А спас Ольгу Павловну 3-й класс, в котором ей дали преподавать русский язык и чтение. Она прикипела к ребятишкам и вела их все годы. Нынче они – выпускники.
В 2019 году Ольге Василенко предложили место директора школы. Она согласилась. На должность заместителя по учебной и воспитательной работе по одобрению заведующего районного отдела образования взяла свою дочь Любовь. С тех пор и работают вместе спина к спине. Мама стала для дочери наставником, а та много её работы взвалила на себя. Молодые быстро учатся.
Ольге Павловне легко работать с молодыми педагогами. В школе их немало: советник директора по воспитанию Ксения Королёва, учитель начальных классов Дарья Алефиренко, учитель английского языка Юлия Пужак.
— Дети их обожают, я сама чувствую от них такой позитив. Они инициативные, смелые, активные, ни перед чем не пасуют. Надо участвовать конкурсе, значит, надо, поддержать акцию – только вперёд. На уроках же они строгие и требовательные, дисциплина у нас железная, и дети это принимают. Я считаю это огромным плюсом. Не будет дисциплины — не будет знаний. И буллинг в нашей школе пресекается на корню, — поделилась Ольга Павловна. — Ещё бы я хотела сказать огромное спасибо Ирине Владимировне Гришкиной, старожилу школы. Я заражаюсь её оптимизмом. Не смотря на горе, которое выпало на её судьбу, она остаётся позитивной и отзывчивой. Тянутся дети к Александру Геннадьевичу Бесплову, учителю технологии. Он возродил у нас кружок судомоделирования. С гордостью ребятишки ходят в казачий класс, который ведёт педагог допобразования Сергей Александрович Дубровин. Показательный случай: когда 2 подростка пришли проситься в казачата, одному поставили условие — исправить двойки, другому – поведение. И ведь исправились. Мужчин, конечно, не хватает сегодня в школе, чтобы работать с трудными ребятами.
В Новосельцевскую школу её директор Ольга Василенко каждое утро ездит из д. Костарево, где живёт. Получила водительские права, купила машину ещё в Нельмаче, чтобы быть мобильнее. Надо сказать, что 70% учителей приезжают на работу в Новосельцевскую школу из других сёл. Так сложилось в последнее десятилетие. На качестве учебного процесса это не сказывается. Ребятишки получают хорошие знания, успевают под руководством педагогов участвовать в общественных делах, во всех районных мероприятиях и акциях, проходящих в системе образования.
Ольга Павловна принесла из нельмачёвской школы в новосельцевскую многие добрые традиции, в том числе принципы отношения педагогов к детям из малообеспеченных семей. У классных руководителей такие ребятишки теперь на отдельной заметке. Общими усилиями они собирают для них одежду, чтобы дети были чистыми и опрятными на уроках. Если родители не дают денег на новогодние подарки, учителя или директор порой вкладывают свои, где-то добавят ребёнку на буфет или экскурсию. Знает Ольга Павловна, кого из детей нужно пожурить, кого — похвалить, а кого просто по голове погладить, потому что в семье этого не достаётся.
Авторитетное мнение
За годы педагогической деятельности из простого учителя Ольга Василенко выросла в современного, авторитетного и успешного руководителя с индивидуальным стилем управления. Отзывчивость, тактичность, живость, простота, дружелюбие, большая работоспособность, любовь к своему делу, педагогический профессионализм и человеческая мудрость – эти качества вызывают искреннее уважение у тех, с кем ей приходилось и приходится работать. В Нельмаче она долго являлась депутатом Совета Заводского сельского поселения. В данное время — депутат Думы Парабельского района по Новосельцевскому округу. Избрание в районный парламент – показатель доверия населения, в том числе родителей её учеников.
За многолетний, добросовестный и плодотворный педагогический труд Ольга Павловна награждена почётными грамотами Законодательной Думы Томской области, Министерства образования и науки РФ, знаком отличия «За заслуги в сфере образования».
— В чём сложность работы директора в современной школе? – повторила мой вопрос Ольга Василенко. — Скажу в целом о сложностях. На мой взгляд, это большая загруженность педагогов вебинарами, семинарами, от которых иногда нет никакой практической пользы. Доходит до абсурда, когда в одно время учитель должен присутствовать на 2-х онлайн мероприятиях одновременно. Никто не говорит, что они не полезны по содержанию, но вникнуть в суть не хватает времени. Чтобы зарегистрироваться для участия, порой уходит рабочий день. Отчёты занимают больше время, чем само мероприятие. Когда на педагога сваливается большой объём лишней информации и работы, можно достигнуть обратного эффекта. Мало времени остаётся на самих детей. Я же считаю, что в первую очередь учитель должен работать со своими учениками. Я благодарна педагогам, которые успевают чему-то научить детей в перерывах между бюрократическими моментами. С теплотой вспоминаю курсы повышения квалификации в допандемийный период, которые проходили в Томске и на таком высоком уровне. Педагогам давали теорию и практику. Этого не хватает — живого общения и встреч.
В чём счастье?
Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для Ольги Павловны – больше, чем жизнь. В 2006 году она заболела, и только работа помогла ей справиться с болезнью после тяжёлого лечения и операции. Она призналась, какие бы домашние невзгоды не случались, переступая порог школы, забывала о них, как и о своих болячках.
Как-то на одном из уроков Ольга Василенко со своими учениками обсуждала тему «В чём вы видите счастье?». И ребята попросили её вместе с ними ответить на вопрос.
— Счастье в том, что я утром еду на работу и знаю, что увижу вас, потому что уже всех люблю, — улыбнулась им учитель. — А вечером мне хочется домой, и это тоже счастье. Там меня ждут любимые внук и внучка, многочисленные животные, мои книжки, которые я читаю. Я люблю свой дом, и люблю нашу школу, и даже ваши бесконечные тетрадки…
Сейчас мечта директора, чтобы Новосельцевская школа вошла в программу капитального ремонта в 2024 году. Он ей крайне необходим. Как в своё время в Нельмаче, обновлённая школа в Новосельцеве вдохнула бы свежую жизнь и в само село. В 2022 году при поддержке отдела образования в здании заменили уличную канализацию, а ранее всю кровлю, пожарную сигнализацию и электропроводку. В этом году завершается ремонт кабинетов химии и физики под «Точку роста». Даже в ожидании капремонта директор не сидит сложа руки.
— Самое же важное для меня – мотивировать детей на получение образования, а это гораздо сложнее, чем решать хозяйственные и административные вопросы, — сказала в завершении нашего разговора Ольга Павловна. — Делать всё, чтобы у ребятишек было желание учиться, двигаться вперёд, чтобы они потом смогли устроиться в жизни, получить профессию, создать счастливую семью, чтобы стали хорошими людьми! В этом и есть учительское счастье.
Подготовила Маргарита ЧУПЧЕНКО
Корреспондент газеты «Нарымский вестник».
#ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023